Зимняя транспортировка промышленных грузов и партий товара связана не только с трудностями в организации движения. Климатические условия формируют особые требования к упаковке груза в холодное время года. Длительное воздействие низких температур и вероятность повышения уровня влажности - это большой риск утраты ценности и снижения стоимости товаров от порчи. Срок транспортирования и пересечение нескольких климатических зон могут создать условия для интенсивного воздействия на ТМЦ сторонних факторов.
Что такое утепление, как оно работает
Утепление - это не просто закутывание груза в несколько слоев материала. Таким образом можно не только не получить никакого эффекта, но и добиться заметного увеличения стоимости перевозки, не защитив ТМЦ от воздействия холода и влажности. Для того, чтобы понять смысл утепления груза, необходимо разобраться в том, что происходит при зимней перевозке. Факторы воздействия при этом:
- низкая температура и увлажненный воздух;
- перепады температур и возникновение конденсата при прохождении точки росы;
- быстрая смена температур при недостаточно эффективном утеплении;
- отсутствие вентиляции из-за неправильно подобранных материалов.
Упаковка грузов для перевозки в зимнее время не рассчитана на то, чтобы ТМЦ находились “в тепле”. Такое возможно только при постоянном обогреве, что встречается крайне редко и всегда требует огромных дополнительных расходов.
Условия сохранности груза - это поддержание стабильной температуры, пусть даже и пониженной. Задача утепления состоит в том, чтобы повысить тепловую инерционность системы “груз-упаковка”, когда при внезапном и значительном изменении внешней температуры внутри закрытого и тупленного пространства не происходит быстрого перепада температуры. Если вы когда-нибудь обращали внимание на условия в складских комплексах, то должны были заметить, что обогрев там минимальный, потому что перемещение грузов наружу и дальнейшая перевозка не должны стать причиной “температурного шока” после содержания в тепле.
Как упаковать груз для перевозки зимой
Для создания условий, при которых температурный режим будет максимально щадящим для товаров и техники во время перевозки, используется известный принцип многослойности, реализованный с помощью проверенных материалов и приемов:
- прослойка воздуха, обладающего минимальной теплопроводностью, создается при помощи пузырьковой пленки, которая может быть обернута вокруг товаров или отдельных частей оборудования;
- внутри первого контура упаковки сводится к минимуму влажность воздуха - для это используется силикагель КСМГ в специальной упаковке или россыпью;
- груз на поддонах может быть упакован в плотные полимерные материалы с термоусадочным эффектом, после чего обернут в теплоизоляционный материал;
- при упаковке в деревянные ящики можно использовать плиты из пенопласта, хорошо удерживающего тепло.
Если нет возможности упаковать товары в ящики, то их выкладывают на паллеты, а далее делают обрешетку груза так, чтобы закрепить теплоизоляцию и оставить достаточно пространства для воздушной прослойки. Между слоями материала тоже может оставаться воздух, который очень хорошо замедляет теплообмен с окружающим пространством.
Обрешетка груза для паллетной упаковки - это решение, которое может несколько увеличить стоимость перевозки, но оно оправдано в тех случаях, когда температурные условия являются критически важными для сохранности груза. Очень важная особенность такого решения состоит в том, что на морозе изменяется ударная прочность некоторых материалов, а это может привести к повреждениям ТМЦ при толчках на погрузке и во время движения.
Упаковка с утеплением - особенности зимних перевозок грузов
Подведем итог: цель утепления груза при перевозке состоит в том, чтобы замедлить изменения температуры. Например, при выезде с места хранения на мороз, ваши товары могут подвергнуться очень быстрому охлаждению без нескольких слоев утеплителя. Это станет причиной выпадения конденсата, увлажнения, потери прочности. При грамотно выполненной упаковке динамика процесса будет иной, а излишек влаги будет поглощен силикагелем. В результате риск порчи товаров значительно сокращается. К вопросу организации упаковки для зимних перевозок следует подходить профессионально, не опираясь на интуитивные предположения и желание непременно сэкономить на утеплении.
При разработке метода упаковки обязательно учитывается установленный для определенных изделий стандарт - ГОСТ или ТУ на упаковку, в котором прописаны условия защиты от климатических и вторичных факторов. Для перевозки товаров, в документации которых указана необходимость постоянного нахождения при положительных температурах, используется транспорт с обогревом грузового отсека.