Транспортировка груза по железной дороге считается одной из самых быстрых и достаточно безопасных с точки зрения возможных повреждений и утраты стоимости.Сам процесс перевозки не связан с постоянной тряской, доступ посторонних к грузу ограничен, климатические факторы можно заранее учесть при подготовке. Упаковка грузов для перевозки железнодорожным транспортом должна учитывать весь комплекс воздействий, которые могут оказаться критическими или негативными для определенного товара или промышленного оборудования.
Правила приема грузов подробно описывают требования со стороны перевозчика, но у железнодорожного транспорта есть определенная специфика, которую следует учесть при подготовке ТМЦ к отправке:
- в большинстве случаев перевозка по железной дороге осуществляется на большие расстояния, а это значит, что возможно пересечение нескольких климатических зон;
- во время маневров вагоны, платформы и контейнеры получают толчки, сравнимые по интенсивности с ударом при падении с небольшой высоты;
- во время стоянок возможен доступ к платформам и полувагонам посторонних лиц, хотя в последнее время это становится редкостью;
- в зависимости от маршрута и состава поезда, груз может подвергаться значительному запылению, если перевозка пролегает по путям транспортировки каменного угля и других подобных материалов.
Часть факторов начинает воздействовать на ТМЦ еще до отправления поезда - доставка на терминал осуществляется автомобильным транспортом, возможно несколько циклов перегруза, в том числе и после прибытия на станцию назначения. В зимнее время при перевозке в полувагоне и на открытой платформе на груз свободно падает снег, его обдувает сильными потоками воздуха.
Виды упаковки грузов разного типа
Какие меры следует принять для сохранности товаров при перевозке и предотвращения проблем при передаче груза перевозчику на месте приема? Основные задачи тех, кто занимается организацией упаковки - это размещение грузов в таре, соответствующей требованиям прочности, непроницаемости, неподвижности относительно транспорта, экономичности. Последний аспект очень важен, так как ошибки в упаковке могут стать причиной роста затрат на перевозку на 15 - 20 %.
Варианты упаковки товаров и оборудования для отправки по железной дороге:
- паллетное размещение товаров в упаковках, последующая защита с применением утеплителей, силикагеля, упаковка в термоусадочную пленку вместе с поддоном или отдельно, только товаров;
- размещение товаров в мешках - это решение имеет много ограничений, поскольку мешки не создают защиты от ударов;
- размещение чувствительных к климатическим и ударным нагрузкам товаров (электроники, деталей, компонентов оборудования, керамики) в деревянные ящики с использованием пузырьковой пленки, утеплителей, пенопластовых плит, пенополиуретана;
- обрешетка груза - это решение позволяет отказаться от ящиков, хорошо укрыть груз и исключить его перемещение внутри упаковки, надежно укрепить его в вагоне.
Не ограничивается использование различных комбинаций материалов и способов упаковки, но тут вступает в силу экономическая составляющая. Защита должна соответствовать требованиям достаточности и оправданности, но в большинстве случаев, если речь не идет о перевозке активных веществ или особо хрупких предметов, не следует прибегать к избыточным методам. Пример: для перевозки жидкостей в стеклянной таре оптимальным вариантом остается использование обрешетки. Однако, та же обрешетка не даст эффекта защиты при упаковке электронных компонентов.
Комплексное экономичное решение
Подбор материала для упаковки груза при отправке по железной дороге - это комплексное решение, при котором специалист может предложить разные варианты. Например, использовать барьерные пленки для защиты от ультрафиолета и перегрева на солнце, утеплить груз пузырьковой пленкой или в летнее время надежно обтянуть его полимером. Цена термоусадочной пленки при этом становится решающим фактором, так как материал создает защиту очень высокого качества при небольших затратах и минимальной потребности в операциях упаковки.
Оптимальным решением будет выяснить условия приема груза на станции, организовать его упаковку силами профессионально подготовленных специалистов, при возможности воспользоваться стандартным контейнером. Не забывайте, что контейнерная перевозка не отменяет необходимости защиты ТМЦ на поддонах, обрешетки емкостей, использования ящиков и утеплителей для чувствительных приборов и техники.