Сохранность лодки, катера, небольшой яхты в процессе перевозки и межсезонного хранения зависит от надежности защиты от внешних воздействий и отсутствия внутренних негативных факторов. Обеспечивать такую защиту должны транспортировочные тенты и чехлы, которые изготавливаются из полимеров и синтетических материалов и подгоняются под конкретные модели плавсредств.
Наибольшее распространение получили чехлы и тенты из ПВХ, авизента, пенофола и пеноплена - они создают надежную гидроизоляцию, не пропускают пыль и защищают корпус от механических воздействий. Несмотря на практичность и хорошую защищенность кокпита катера или лодки в процессе транспортировки, эти изделия не полностью решают задачу надежной консервации при длительном хранении.
Защита катера и лодки при перевозке и консервации
Транспортировочный тент и средства длительной защиты при хранении имеют существенные отличия, о которых стоит упомянуть отдельно.
- Тент хорошо защищает кокпит или весь корпус небольшой лодки при перевозке к месту спуска на воду, он достаточно легко надевается на корпус и так же просто удаляется за счет замков и застежек.
- Для тента характерна привязка к определенной модели, форме кокпита или корпуса, он выкроен по лекалу, учитывающему очертания основного изделия.
- Как правило изделие многослойное, с пропиткой от влаги, некоторые модели изготавливаются с минимальной защитой от промерзания.
- Не все модели тентов, отлично приспособленных к транспортировке лодок и катеров, можно использовать для помещения плавсредства на хранение с учетом сезонной смены температур, влажности и других факторов.
Существуют варианты длительной защиты лодок, значительно снижающие риски повреждений и порчи, позволяющие перевезти и установить судно на временное хранение в неотапливаемом помещении, а иногда и в условиях открытой площадки.
Упаковка лодки на период консервации
Консервация яхт, лодок и катеров с использованием готовых тентов, чехлов и современных средств защиты должна обеспечить сохранность корпуса, кокпита, внутреннего и внешнего оборудования при минимальных затратах и в течение длительного времени. От владельца судна зависит создание определенных условий, при которых внешние и опосредованные внутренние факторы будут минимально воздействовать на материалы и части конструкции.
При переводе лодки в режим консервации необходимо:
- защитить корпус по внешним обводам материалом, не пропускающим влагу, ограничивающим температурное воздействие, прямое попадание солнечного света;
- создать в области кокпита катера или яхты отдельную зону защиты, позволяющую укрыть внутренние части и получить доступ во внутреннее пространство, создать условия для вентиляции помещения;
- ограничить возможность размножения грибков, плесени и бактерий на внутренней стороне чехла и тента, использовать ингибиторы даже в случаях, когда ткань имеет пропитку;
- снизить и обеспечить поддержание низкого уровня влажности под консервационным чехлом - разместить в нескольких точках силикагель КГСМ, обустроить вентиляционные лючки и отверстия.
Решить задачу с созданием перечисленных условий можно с использованием готовых тентов, адаптированных к размером судна, или с применением герметизирующих защитных материалов. Для этой цели можно воспользоваться современными пленками с эффектом термоусадки.
Возможности, преимущества и недостатки термоусадочной защиты
Каковы возможности, преимущества и недостатки этого решения? Упаковка в термоусадочную пленку представляет собой создание по обводам корпуса и кокпита плотного, хорошо прилегающего слоя полимера. Большое преимущество этого материала в том, что при натяжении на местах сложной конфигурации он не прорывается, сохраняет прочность, а при необходимости в нем делаются отверстия и прорези под установку ревизионных лючков.
Для длительного хранения лодки или катера необходима надежная изоляция кокпита, мотора и навесного оборудования - именно эти части и узлы нуждаются в особом внимании. Если корпус лодки плотно охватывается пленкой в процессе ее усадки, то кокпит и демонтированный двигатель обычно упаковываются отдельно. Таким образом создается защиты с возможностью проветривания внутреннего пространства. При больших размерах каюты катера можно сделать полноценную дверь, которая будет герметично закрываться в промежутках между проветриваниями и ревизиями.
При упаковке мотора, установленного на поддон или козлы можно создать единый герметичный пластиковый “кокон”, внутри которого разместить пакеты с силикагелем и ингибиторами коррозии и плесени. Надежность упаковки гарантирована высокой прочностью пленки и ее способностью сохранять герметичность независимо от перепадов температур при зимнем хранении.