Экономические и организационные соображения могут вынудить руководство предприятия принять решение о его переносе на новое место или развертывании части крупного производства в освободившемся комплексе строений. Независимо от расстояния, это будет полноценный переезд предприятия, сопряженный с рисками поломок оборудования и утратой стоимости части имущества. Можно ли минимизировать подобные риски и сделать неизбежные потери незначительными?
Ответ - положительный. Но это возможно при соблюдении ряда условий.
- Оборудование должно быть подготовлено к погрузке и перевозке по плану - для этого необходимо разработать проект демонтажа, упаковки и погрузки по цехам, участкам и для каждой крупной производственной линии.
- Со станков и частей производственных линий должны быть сняты электронные компоненты, зафиксированы подвижные детали и узлы, демонтированы части, потенциально подверженные опасности повреждения.
- Оборудование следует защитить от воздействий, которые возникают в процессе погрузки и перевозки с использованием упаковочных и защитных материалов.
- На месте нового базирования должны быть организованы места временного хранения станков и грузовых мест с комплектующими, стоянки транспорта, который по разным причинам не может быть сразу разгружен.
Один из принципов благополучного переезда - сокращение до минимума перемещений и погрузочно-разгрузочных операций, во время которых риск повреждения техники наиболее велик. Современные методы защиты позволяют применить материалы и технологии, снижающие потребность в передвижении даже оборудования со сложными конфигурациями.
Порядок упаковки станков и производственных линий
Упаковка и консервация станков производится на основании проекта, который разрабатывается с учетом ГОСТов и ТУ для оборудования разного типа. Так, для переезда цеха по обработке металла необходимо демонтировать подвижные части с токарных и фрезерных станков, а автоматизированные производственные линии разделить на составные части. При этом соблюдаются простые правила:
- электронные компоненты и наиболее уязвимые части после демонтажа немедленно помещаются в деревянные ящики и складируются в помещении с комфортными условиями хранения;
- после отсоединения оборудования от электросети все токоведущие части изолируются от влаги обертыванием в водонепроницаемые материалы;
- массивные части размещаются на поддонах с креплением и ожидают своей очереди на погрузку с последующей обрешеткой;
- все станки и части линий, которые придется перевозить в сборе, необходимо изолировать от контакта с осадками и пылью, максимально ограничить приток воздуха и использовать силикагель для регулирования влажности под упаковкой.
Для защиты техники и машин сложной конфигурации можно использовать барьерные или термоусадочные материалы.
Защита оборудования при погрузке и перевозке
Этап перевозки начинается с момента погрузки, и к нему следует подготовиться заранее. На все отдельные единицы необходимо навесить таблички и ярлыки с указанием инвентарного номера, очереди на погрузку и линии (участка) к которому относится станок или машина. Таким образом можно сформировать оптимальную последовательность перемещения ценностей.
При организации погрузки и перевозки относительно массивных станков, которые не могут быть разделены на части, оптимальным упаковочным решением представляется использование поддонов и обрешетки в сочетании с влагоизолирующими материалами, силикагелем и ингибиторами биологической активности. При этом необходимо принять меры к тому, чтобы металлические части, подверженные коррозии, были обработаны смазочными и защитными составами в соответствии с техническим руководством и ТУ на данную технику.
Упаковка оборудования с крупными габаритами, большой массой массой и нестандартными формами может быть выполнена непосредственно на транспортном средстве - в таких случаях используются термоусадочные материалы. Они дают возможность создать на корпусе большой машины или станка прочный защитный слой полимера, который прилегает к поверхностям, но не рвется на углах и выступах при натяжении.
При использовании таких пленок сохраняется возможность вывести из-под упаковки строповочные и погрузочные приспособления, создать ревизионные и вентиляционные лючки, заложить в свободное пространство дополнительные смягчающие элементы.
Организация переезда производства с минимальными потерями
На этапе непосредственной перевозки большое значение имеет готовность упаковки и ТМЦ к взаимодействию с рядом факторов - в проекте заранее описывается вся транспортная цепочка и указывается период времени, когда организуется перевозка. Сезонные климатические факторы могут быть особо разрушительными при дальней транспортировке оборудования и в случаях, когда на новом месте станки и машины будут разгружены и оставлены на хранение до начала монтажа.
Если разработчики проекта смогут учесть очередность установки станков и техники на новом месте, то им следует добиваться минимальных интервалов времени между прибытием на место и началом монтажа. Это позволит устанавливать и собирать технику почти “с колес” - без лишних операций и повреждения упаковки. Таким образом сводится к минимуму вероятность нанести ущерб производственному оборудованию.