Для консервации водного транспорта на зимний период применяются различные материалы: брезент, термоусадочная пленка и пр. Хранение лодок, катеров, яхт и других маломерных судов может осуществляться как в закрытых помещениях (эллингах), так и под открытым небом. Пленочные материалы по сравнению с другими вариантами имеют существенные преимущества – упаковка в термоусадочную пленку надежно защищает корпус и оснащение яхты от внешних негативных воздействий.
Особенности консервации водного транспорта на зимний период
Для обеспечения сохранности всех элементов, узлов и оборудования яхты важно перед наступлением зимы провести подготовительные работы. Как правило, силовые агрегаты демонтируются, хранятся отдельно в закрытых сооружениях с минимальным уровнем влажности. Судно устанавливается на берегу на киль-блоки или в эллинге. Рекомендуемое расстояние от корпуса до земли – 1,5 м, поскольку этого более чем достаточно при необходимости проведения работ с днищем, корпусом, элементами управления. Если нет возможности хранить яхту в здании, то для защиты от осадков и возможных механических повреждений устанавливается навес, для укрытия используется брезент или пленочные материалы.
К основной подготовке к зимнему хранению относится следующее:
- Замена моторного масла. Меняется как масло, так и топливный, масляный фильтры. В обязательном порядке проверяют, чтобы не осталось воды в системе охлаждения.
- Смена антифриза. Перед наступлением холодов требуется поменять антифриз для защиты деталей двигателя от промерзания и последующего разрушения.
- Очистка корпуса, палубы, стекол от загрязнений. Выполняют мытье с применением специальных средств. Необходимо полностью удалить ил, растения, любые виды грязи палубными щетками, поскольку при консервации загрязнения могут выступать в качестве катализаторов коррозии. На катерах и яхтах из стеклопластика обязательно удаляется осмос, имеющий вид небольших по диаметру вздутий.
- Демонтаж, защита электрики. Все электрооборудование, включая аккумуляторы, пусковую систему и пр. демонтируется. Контактные группы, которые невозможно снять, обрабатываются антикоррозийными составами.
- Топливное оборудование. В яхтах топливная система, в отличие от автомобилей, не требует специальной защиты – топливо не сливается в период зимнего хранения, но в него добавляются специальные стабилизаторы, препятствующие появлению конденсата. Для маломерных судов со съемными топливными баками допускается демонтаж.
- Такелажные системы. Швартовые, якорные цепи, иной такелаж перед зимой осматривают на предмет дефектов и повреждений. Цепи снимаются, зачищаются от коррозии, высушиваются и хранятся в закрытых помещениях. Брашпиль и шпиль чаще всего демонтируются на зиму.
Защита яхты от осадков и внешних воздействий
Помимо подготовки к зимнему хранению необходимо также позаботиться и о защите всего судна от снега, града, дождя, ультрафиолета и иных негативных воздействий. Для этого применяют укрытие в виде брезента или аналогичных материалов. Возможна полная упаковка яхты в термоусадочную пленку, или защита только двигателя и корпуса. В этом случае сначала проводится демонтаж всех агрегатов, такелажа, электрооборудования, после чего выполняют укрытие. За счет большой ширины удается упаковать водный транспорт с минимальным количеством швов. Под термическим воздействием пленка «усаживается», принимая форму яхты или катера. Благодаря высокой плотности и толщине материал не разрывается при упаковке элементов с острыми углами.
По сравнению с другими укрывными материалами термоусадочная пленка отличается устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, поэтому защищает лакокрасочное покрытие маломерных судов от выгорания при хранении на открытом пространстве. Еще одно существенное преимущество – возможность устройства вентиляционных лючков и входов для обслуживания яхты зимой без необходимости демонтажа пленки. Сам процесс упаковки не занимает много времени и выполняется специалистами на месте с возможностью выезда в регионы.